Психологические проблемы эффективности действия права. Печать E-mail

 

Психологические проблемы эффективности действия права.

 

Сегодня, в период изменений в политической жизни нашего общества, актуальным становится вопрос о целях данных изменений и средствах, которыми они будут осуществляться. Само существование института государственной власти предполагает поддержание определенного уровня данного государства в соответствии со временем, в котором оно существует. Внешняя политика современного государства должна быть адекватна происходящим в мире политическим, технологическим, информационным и др. процессам. На определенном этапе исторического развития государство начинает пользоваться законодательным регулированием общественных отношений. Именно право призвано ограничивать мотивационную сферу человека и заставлять его действовать в рамках закона. Однако этого оказалось недостаточно. В рамках социологического типа правопонимания было обнаружено, что независимо от того, какие законы изданы в государстве, одни из них становятся «живым», т. е. действующим правом, а другие остаются «книжным», т. е. существующим только на бумаге. Таким образом, многие из принятых законов остаются на практике недействующими, их предписания регулярно нарушаются гражданами, вследствие чего государственное правовое регулирование не может в полной мере функционировать.

Закономерен вопрос: от каких именно факторов зависит эффективность права, на что должен быть ориентирован законодатель при издании законов, чтобы быть уверенным в их успешном воплощении в жизнь общества? Критерии эффективности права еще мало изучены в современной науке, хотя данная проблема может исследоваться сразу тремя смежными с теорией права научными дисциплинами, а именно: социологии права, психологии права или юридической психологии, а также философии права. У каждой из данных наук есть собственный предмет исследования: социология права занимается процессом реализации норм права в правовых отношениях, основным предметом исследования юридической психологии является взаимодействие личности и права, психологические причины правонарушений, проблемы девиантного поведения, исправительно-трудовая психология, а философия права изучает проблемы справедливости права, возникновение правовых институтов, а также создает правовые идеалы.

Каждая из данных наук, а также и догма права, казалось бы, должна легко давать ответ на вопрос об эффективности реализации права. Однако его как бы выносят за скобки, он кажется «само собой разумеющимся», о нем практически не пишут. Научные работы, посвященные этой проблеме, относятся к 1970-м, в лучшем случае 1980-м годам. Складывается представление, что законодателю безразлична практическая реализация проектируемых реформ. Едва ли сфера государственного правового регулирования является областью, где позволительно действовать методом проб и ошибок, постоянно изменяя «неудачные» законы теми, которые лишь могут показаться более удачными. Тогда какими же критериями эффективности действия права должен пользоваться законодатель?

Психологические приемы внедрения инноваций или нововведений в организационную сферу вполне уместны в сфере государственного правового регулирования. Изменения в области законодательства также влияют на человека, сталкивающегося с ними, как и нововведения в его должностных инструкциях на работе. И то, и другое он обязан учитывать; в соответствии с этими изменениями он должен координировать свое поведение, за нарушение инструкций на предприятии и государственных законов его ждут какие-либо санкции. И в том, и в другом случае реформатор, будь то предприятие или государство, должно учитывать и психологические факторы, обеспечивающие успешность внедрения подобных изменений.

Мы можем выделить две группы факторов, влияющих на успешность нововведений. Они могут как ускорить процесс реформ, так и затормозить его.
1. Объективные факторы среды. К данной группе факторов относятся: 1) инновационная политика государства (организации), так как реформы могут быть успешны при непрерывном реагировании на любые изменения в окружающей среде; 2) экономическое состояние, которое может выступать в качестве сдерживающего или ускоряющего фактора в зависимости от типа реформы; 3) особенности конкретной среды. Это самая широкая по своему объему группа факторов: она включает в себя содержание деятельности людей, которых касается данное нововведение, и всевозможную информацию об условиях жизни, труда и т.д.
2. Субъективные факторы среды. Данная группа факторов является непосредственным объектом изучения психологии и социологии. К числу субъективных факторов относятся: 1) пол и возраст. Влияние этого фактора довольно противоречиво. Известно, что женщины более конформны и осторожны, чем мужчины. Но вместе с тем женщины быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям. Возраст столь же неоднозначный фактор: здесь, скорее, можно говорить о субъективной значимости нововведений для каждого человека вне зависимости от возраста, хотя, известно, что у людей пенсионного возраста мышление чаще бывает ригидным. 2) Личностные качества, среди которых способствующими реализации реформ считают склонность к риску, мотивацию или заинтересованность в проведении данных изменений, возможно, в области государственного реформирования – законопослушность и конформность. Также необходимо учитывать общий образовательный уровень населения и их осведомленность о причинах и способах проведения реформ.

Конечно, данная классификация не описывает полностью все разнообразие факторов, обусловливающих эффективность действия права, но она представляет собой первую попытку приблизиться к решению вопроса о критериях эффективности действия права.

Бурикова И.С., Юрьев А.И., Тимошина Е.В.

 

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку