Аудит человеческого капитала на региональном и страновом уровне |
Цель проекта - моделирование развития региона на основе объективных данных по состоянию человеческого капитала. Надежность, получаемых результатов, обеспечивается использование стандартизированных, лицензионных психологических методик. Методология экономико-социологического раздела данных сформирована таким образом, чтобы иметь возможность сопоставления собранной информации с доступными социологическими данными бюджетных обследований домохозяйств и ряда других общенациональных социологических обследований (для России – это РМЭЗ, НОБУС, «Мониторинг экономики образования»). Задачи:
Ожидаемые результаты проекта: (1) Оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность человеческого капитала в конкретной регионе; (2) Практические рекомендации по развитию человеческого капитала. Социальная польза проекта:разработка рекомендаций, направленных на развитие человеческих ресурсов, включая их психологическую составляющую. Эти меры могут предполагать совместные усилия общественного сектора, гражданского общества и других институциональных партнеров по развитию социальной политики региона и преодолению последствий экономического и социального кризиса 2009 – 2010 гг. Стоимость исследования состояния человеческого капитала региона:
Технические характеристики исследования:Этапы исследования:
Описание процедуры исследования:Форма проведения исследования hall-тест. Выбор hall-тест обусловлен длительностью процедуры исследования каждого респондента (от 2,5 до 3,5 часов). Регламент проведения hall-теста: по заданной выборке респонденты приглашаются в специально арендуемые помещения. Наполняемость каждой группы респондентов от 10 до 15 человек. Составляется график формирования и проведения групп. Наполняемость групп от 10 до 15 человек. С каждой группой постоянно работают два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера, для выполнения социально-экономической части исследования. Объем выборки 600 респондентов. Выборка стратифицирована по типам населенных пунктов и квотирована по полу, возрасту, уровню образования и другими показателями (перечень показателей уточнятся) в соответствии с данными региональных органов власти и результатами общенациональных социологических исследований (для России - это РМЭЗ, НОБУС, "мониторинг экономики образования"). Методика измерения человеческого капитала состоит из трех частей:(1). Психологическое исследование – 7 аппаратурных методик (4 методики на измерение психофизиологических показателей, 3 тестовые психологические методики) и 4 бланковые психологические методики (в том числе двухэтапное исследование памяти); (2). Психолого-политическое исследование – тест на оценку уровня свобод человека (желаемые/имеющиеся; политические, экономические, личностные); (3). Социально-экономическое исследование – анкета. Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3,5 часов. Получаемые показатели исследования:(1) Социально-экономическая часть исследования. 265 показателей. Основные разделы вопросника для взрослых: демографические данные; семейное положение и образование; состояние здоровья и физическая активность; трудовая деятельность и доходы; основные параметры потребительского и сберегательного поведения; трудовая мобильность и трудовой путь; статусное самоопределение. Основные разделы вопросника для молодежи: выбор образовательного учреждения; образовательные мотивы; успеваемость и предпочитаемые предметы; трудовые ценности; трудовые и образовательные намерения; характеристики семьи (родителей) и образовательного учреждения. (2) Психологическая ,психофизиологическая часть исследования: 43 показателя. В том числе показатели памяти, внимания, уровень активации центральной нервной системы, состояние сердечно-сосудистой системы, кризистные состояния и аффективные расстройства, асоциальные тенденции, суицидальные риски, личностный адаптационный потенциал, уровень ситуационной и личностной тревожности, нравственные, религиозные, жизненные ценности и т.д. А так же показатели уровня развития личностных свобод. Уровни контроля качества проведения исследования:Рекрутеры имеют единые инструкции по подбору респондентов и мотивации их работы. Контроль соответствия полученной выборки респондентов, заданной выборке. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временные параметры исследования, результаты исследования, контролируются полнота проведения всех предполагаемых методик. Специалисты психологи и интервьюеры, работающие с респондентами имеют единые инструкции по работе. Так же единые инструкции задаются при начале работы респондентов. В психологические методики зашиты так называемые шкалы лжи, которые позволяют выявлять насколько искренне при ответах был респондент и насколько ответы респондента подвержены влиянию одномоментных факторов. Полученные результаты вносятся в кодировочную таблицу. Проводится выборочный контроль правильности ввода данных в кодировочную таблицу |